Інтерв’ю Посла України в Грузії В.Цибенка газеті «Вечірній Тбілісі» від 19 квітня 2014 року
Інтерв’ю Посла України в Грузії В.Цибенка газеті «Вечірній Тбілісі» від 19 квітня 2014 року
Последние события в Украине, в частности в Донецкой и Луганской областях, свидетельствуют о том, что кризис, начавшийся еще в конце прошлого года, новым украинским властям преодолеть так и не удалось.
Более того, велика вероятность того, что после отделения Крыма его примеру последуют и другие юго-восточные регионы Украины.
Наш корреспондент обратился к Послу Украины в Грузии Василию Цыбенко с просьбой ответить на некоторые вопросы.
- Уважаемый господин Посол, то, что происходит сейчас в Украине, волнует многих людей в Грузии. Действительно ли все так сложно и если да, то с чем это связано, на Ваш взгляд?
- Действительно, сейчас в Украине ситуация очень сложная. Такой напряженной и взрывоопасной обстановки еще никогда не было. Дело в том, что проблемы, связанные с острейшим внутриполитическим кризисом, усугубились из-за неожиданной внешней военной агрессии со стороны России. Подчеркиваю, неожиданной, поскольку эта страна, как известно, в соответствии с Будапештским меморандумом является одним из гарантов территориальной целостности Украины. Между тем, после аннексии Крыма, по российскому сценарию развиваются события и на Востоке Украины. В Донецкой и Луганской областях вооруженные сепаратисты, поддерживаемые и координируемые российскими силами специального назначения, захватили государственные учреждения, заблокировали работу правоохранительных органов и во многих случаях действуют как хорошо обученные террористы, стараясь представить свои действия как волнения масс. Однако происходящее не имеет с этим ничего общего. В отличие от Евромайдана в Киеве, это не внутреннее восстание, а полномасштабная внешняя агрессия.
Существуют неоспоримые доказательства засылки в Украину «диверсионных групп». Это не украинцы, а профессиональные наемники, ведущие войну на украинской территории. Как утверждают очевидцы, некоторые из них принимали активное участие в провокациях в Крыму, а некоторые - знакомы еще по событиям в Грузии в 2008 году.
Именно поэтому руководство Украины приняло решение о проведении в этом регионе антитеррористической операции.
Она направлена прежде всего на защиту мирного населения, обеспечение безопасности и территориальной целостности нашего государства.
Что же касается причин всего происходящего сегодня в Украине, то для многих и в нашей стране, и за ее пределами они уже не секрет.
Вся проблема в том, что Кремль не может согласиться с тем, что Украина, как суверенное государство, самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику и ее приоритеты.
Для Москвы является неприемлемым отказ Киева от вступления в Таможенный Союз в пользу своего европейского будущего.
Такая перспектива категорически не устраивает нынешнее российское руководство, которое всячески пытается восстановить господство России на постсоветском пространстве.
И надо признать, что пока ему это удается. Впрочем, как я надеюсь, только пока.
- Из сказанного Вами, господин Посол, выходит, что для России решения международного сообщества не являются обязательными для выполнения, а санкции, о которых так много говорилось, по сути, не работают?
- На встрече с журналистами я уже как-то отмечал, что события в Крыму стали серьезным экзаменом не только для Украины, а и для всего международного сообщества и существующих механизмов безопасности.
К сожалению, этот экзамен мы пока что не сдали, что, кроме прочего, свидетельствует еще и о том, что и в ХХІ веке реально существует опасность новой войны. Сегодня, как и прежде, мир нуждается в защите. Безусловно, это можно сделать только сообща, используя всевозможные международные механизмы, в т.ч. и санкции.
Как подтверждают последние события в Украине, предпринятые Западом по отношению к России меры, Москва, откровенно говоря, по-настоящему еще не прочувствовала. Очевидно, что они должны быть серьезно усилены. Ведь хорошо известно, что нынешняя Россия, как никогда раньше, сильно уязвима. Эффективность российской экономики во многом зависит от позиции ее международных партнеров. Так что, возможности повлиять на политику Российской Федерации полностью не исчерпаны.
- Василий Григорьевич, что сейчас необходимо сделать для того, чтобы исключить силовой вариант решения острейшего, на наш взгляд, кризиса?
- Пути выхода из создавшейся ситуации известны. Они всесторонне обсуждались на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а также в Евросоюзе.
Приняты соответствующие решения, которые предусматривают выполнение определенных условий.
Хотел бы, в частности, отметить, что за резолюцию ГА ООН «Территориальная целостность Украины» проголосовало 100 государств, в т.ч. и Грузия, за что мы очень благодарны грузинскому правительству.
На наш взгляд, сейчас необходимо, прежде всего, России прекратить поддерживать сепаратистов в Украине, отвести свои вооруженные силы от украинской границы, а также отменить решение об аннексии Крыма со всеми вытекающими последствиями.
Мы, как и наши международные партнеры, уверены, что это будет способствовать деэскалации конфликта, и позволит перевести поиск путей его разрешения в мирное русло. Надеемся также, что и переговоры с участием Государственного секретаря США Дж.Керри, Министра иностранных дел РФ С.Лаврова, Верховного комиссара ЕС по внешним сношениям К.Эштон и Министра иностранных дел Украины А.Дещицы, которые состоялись 17 апреля с.г. в Женеве, дадут положительный результат.
Вопросы задавал
Нико Самхарадзе